Начиная разговор с оператором, вы принимаете условия и соглашаетесь с положениями публичной оферты и политикой конфеденциальности

Ежедневно с 8:00 до 00:00

8 (495) 021-88-30Личный кабинет

Имбецильность

Скидка до 1000 рублей
на МРТ/КТ*
Звоните сейчас!
8 (495) 021-88-30

ИмбецильностьИмбецильность – это недостаточность умственного развития, которая формируется внутриутробно или в первые годы жизни ребенка. Подразумевает под собой олигофрению средней тяжести. На недоразвитие интеллекта указывают внешние признаки, а также проблемы с памятью, примитивная речь, сниженные способности к обучению (IQ – от 25 до 50), увеличение роли бессознательных инстинктов (стремление к перееданию, сексуальная распущенность).

Мышление отличается последовательностью, но одновременно является сравнительно примитивным. Внушаемость, узкий кругозор и желание подражать выражаются асоциальным поведением (в первую очередь в новой обстановке).

Имбецилы поддаются обучению некоторым элементам самообслуживания, однако самостоятельно проживать они не способны. Диагноз определяется, исходя из клинической картины, а также оценки психомоторного и интеллектуального развития ребенка. Лечение предусматривает симптоматическую терапию (например, нейролептики, ноотропы, седативные средства). Необходим постоянный уход и медицинский контроль в сочетании с подходящим воспитанием.

Общая информация

Имбецильность – это слабоумие (олигофрения), выраженная в умеренной степени. Отклонение в психическом развитии вызвано патологическими процессами, происходящими еще в ходе внутриутробного, либо постнатального периода жизни ребенка. По сравнению с дебильностью, при имбецильности психические изменения выражены больше, а обучаемость – меньше. Также эмоциональный фон оказывается более разносторонним, нежели при идиотии.

Имбецильность является редким заболеванием. Среди общего количества пациентов с проблемами недоразвития психики доля таких больных составляет примерно 20%. В целом, из 10 000 человек патология присутствует лишь в 4 случаях.

Повышенная внушаемость и стремление к копированию плохих примеров объясняет необходимость постоянного присмотра. Если больные оказываются в неблагоприятных условиях, тогда они теряются и нередко демонстрируют асоциальное поведение.

Причины возникновения болезни

В большинстве случаев патология возникает еще во внутриутробный период развития ребенка. Этому процессу содействуют несколько факторов:

  • хромосомные и генные аномалии (синдром Ангельмана, Дауна);
  • наследственная предрасположенность.

Причиной может стать инфекционное заболевание, которое перенесла будущая мать (краснуха, сифилис, цитомегаловирус). Также иногда патология может быть спровоцирована резус-конфликтом между матерью и малышом, то есть иммунологической несовместимостью крови.

причины возникновения болезниПовреждающими факторами, ведущими к появлению патологического процесса, являются химические вещества (алкоголь, наркотические средства) и увеличение дозы тех или иных излучений (например, слишком частое прохождение беременной рентген-исследования).

Кроме того, имбецильность ребенка может быть вызвана нехваткой йода в организме матери. В ходе формирования нервной системы малыша этот микроэлемент играет особую роль. Повышает риск развития указанного заболевания недостаточное питание или же недостача в нем витаминов, а также микро- и макроэлементов.

В младенчестве имбецильность может развиться вследствие тяжелых родов, сопровождающихся травмированием и асфиксией плода, детских инфекций и черепно-мозговых травм. Иногда патология возникает вследствие нехватки общения со взрослыми людьми. Как правило, этот фактор вместе с плохим питанием (недостатком йода) проявляется в неблагополучных семьях. В целом, развитие имбецильности провоцируется как отклонениями в нервной системе ребенка, так и прекращением его интеллектуального развития уже после появления на свет (социальный фактор).

Главные симптомы

Исходя из уровня умственного недоразвития (степени пониженности коэффициента интеллекта), имбецильность может быть:

  • умеренной – симптомы заболевания выражены минимально, IQ – 35-50;
  • выраженной – IQ – 25-34;
  • глубокой – практически исключает возможность обучаемости, IQ – 20-25.

Больные различаются своим поведением и могут быть: стеснительными, добродушными, злыми, агрессивными. Также двоякой оказывается поведенческая реакция пациентов с имбецильностью. Одни отличаются равнодушием и апатичностью, а другие – высокой подвижностью.

Как правило, на лице слабо выражены мимические реакции («кукольные», застывшие лица). Часто наблюдается слишком редкое мигание глаз. У многих череп имеет чересчур грубое строение, обычно сочетающееся с некоторыми пороками развития (микро- или гидроцефальный череп, дефектный прикус, чрезмерное оттопыривание ушей от головы).

Имбецильность сопутствуется плохо развитой моторикой и нарушением координации. Такие больные двигаются слишком скованно и угловато, а походка отличается сутулостью и неуклюжестью.

Невозможными оказываются мелкие действия руками, требующие определенной точности. Пациенты концентрируются на своих потребностях, часто демонстрируя сексуальную распущенность и прожорливость. Их внешности характерна неряшливость.

Мышление довольно примитивно, а обобщение является недоступным. Но эти больные могут мыслить последовательно. Патология выделяет чрезвычайно узкий кругозор, нехватка воли и внимания, значительное недоразвитие памяти.

обучение имбециловУ пациентов отсутствует самостоятельное мышление, поэтому они мыслят шаблонами, приобретенными извне. Они способны хорошо воспринимать речь, но самостоятельно могут общаться лишь самыми простыми предложениями. Как правило, их словарный запас ограничивается 200-300 словами. В дополнение к этому больные допускают многие неточности, когда описывают что-либо. Имбецилы тяжело обучаются, но в знакомой спокойной обстановке их можно обучить чтению по слогам и элементарному счету.

На основе принципа повторения имбецилы могут обучиться самым простым правилам самообслуживания и труда (мытье посуды, сматывание ниток, уборка), но они не способны проявлять инициативу и легко поддаются внушению.

Имбецилы концентрируются лишь на удовлетворении своих потребностей (питание, сон). Многих отличает хороший слух. Если больные оказываются в незнакомой обстановке, тогда они чувствуют себя растерянными, а их поведение обычно становится асоциальным.

По сравнению с идиотизмом, эмоциональный фон при имбецильности развит значительно больше. Имбецилы привязываются к тем людям, которые ухаживают за ними и при этом хорошо относятся к ним. Больные любят похвалу, а порицание вызывает отрицательную реакцию. Они любят своих родителей, могут называть их по именам, но, как правило, не способны узнать и пугают людей, которые им знакомы.

Из-за болезни пациентам сложно адаптироваться в обществе. Отдельные больные чувствуют свою ущербность и это угнетает их. Также проблематичным оказывается привлечение имбецилов к труду, ведь они могут работать только по заученным шаблонам, а в случае их изменения пациенты оказываются в растерянности. Демонстрирующие агрессию больные могут совершать поступки, опасные для общества и для них самих. Также они склонны к побегам.

Диагностирование болезни

Заболевание может определяться на основе уровня IQ. Для подтверждения диагноза используется детальный анамнез:

  • как проходила беременность;
  • перенесенные заболевания;
  • конкретизированные сроки возникновения первых проявлений патологии;
  • условия жизни ребенка.

шкала ВекслераСпециальные шкалы (например, шкала Векслера – меньше 55 баллов) и тесты позволяют психоневрологу дать оценку уровню умственных способностей пациента. В ходе беседы устанавливаются привязанности человека, уровень речи, школьная успеваемость и степень социальной адаптации.

Для определения генетической имбецильности плода применяется скрининговое обследование. С целью установить причины заболевания допустимо использовать инструментальные методы: КТ или МРТ головного мозга. Благодаря томографическому исследованию доктор получает послойное изображение мозга (в случае КТ – тончайшие слои) и может установить особенности его повреждения.

С помощью реоэнцефалографии (изучение электрического сопротивления тканей) и ангиографии головного мозга определяется сосудистая патология. Наравне с указанными методами электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет обнаружить функциональные нарушения активности мозга, а затем осуществлять динамическое наблюдение за ними.

Необходимо различать имбецильность и раннюю шизофрению, приобретенную деменцию и ряд форм врожденной эпилепсии, которые также сопровождаются снижением интеллекта. С этой целью лечащему неврологу необходимо назначить консультации психиатра, нейрохирурга и эпилептолога.

Лечение

Это заболевание может лечиться только симптоматически. Под строгим контролем врача больному назначаются психостимуляторы, нейролептики и транквилизаторы. Чтобы улучшить питание и кровообращение мозга, следует применять витаминотерапию и ноотропные препараты (гидролизат, полученный из головного мозга свиней, пирацетам). Кроме того, на основе показаний может проводиться дегидратация (фуросемид, сульфат магния) и назначаются препараты противосудорожного действия.

Пациентам необходимо регулярно посещать психоневролога, который даст свои рекомендации касаемо воспитания пациента и оценит динамику его заболевания. При наличии дефектов речи либо проблем с позвоночником больному назначается консультация некоторых узких специалистов (логопеда, дефектолога, психиатра, вертебролога).

Прогноз и профилактика

уход за умственно отсталымиПрогноз заболевания непосредственно связан как со степенью слабоумия, так и со своевременным предоставлением лечения. Если легкая стадия патологии была обнаружена на ранних сроках, тогда существует возможность свести к минимуму умственную отсталость ребенка.

В то же время адекватный уход и правильное обучение обеспечат повышение адаптационных возможностей пациента в социуме. Такие больные не могут жить самостоятельно, поэтому им требуется постоянный уход и медицинский контроль. Дети с таким диагнозом должны обучаться в специальных школах или дома по особой программе.

Первичная профилактика болезни состоит в сохранении здоровья беременной женщины и плода, грамотном ведении беременности, а также в проведении скринингового исследования. Профилактика вторичного характера включает в себя раннее обнаружение патологии с целью своевременного выполнения коррекции психического развития ребенка и организации всех необходимых реабилитационных и адаптационных мероприятий.

Используемая литература

  1. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2001.
  3. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. - М., 1985.

Автор-эксперт:

ЛЕДЕНЕВ ВАСИЛИЙ, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, стаж работы более 16 лет.


По районуПо станции метроДиагностические центры