Начиная разговор с оператором, вы принимаете условия и соглашаетесь с положениями публичной оферты и политикой конфеденциальности

Ежедневно с 8:00 до 00:00

8 (495) 021-88-30Личный кабинет

Неврозоподобное заикание

Скидка до 1000 рублей
на МРТ/КТ*
Звоните сейчас!
8 (495) 021-88-30

Неврозоподобное заиканиеНеврозоподобное заикание — это разновидность, которая связана с определенными изменениями головного мозга, которые появляются после перенесения некоторых патологий внутриутробно, перинатально или в раннем детстве.

Неврозоподобная разновидность отличается активностью речи, которая сопровождается обильном моторикой, отсутствием логоформии, а также увеличением интенсивности в случае появления психомоторного возбуждения или после перенесения соматических болезней. Такой форме заболевания свойственно появляться в связи с определенной задержкой развития психомоторики, а также отдельных нарушений моторики, отсутствия достаточного развития эмоционально-волевой сферы.

Диагностировать заболевание может логопед, невролог, психолог. Лечение осуществляется с помощью назначения специалистами медикаментов, логопедической коррекции, а также занятий с психологом.

Основная информация

Современная наука определяет две разновидности заикания: невротическое и неврозоподобное. В первом случае болезнь связана с психологической травмой и может появиться у человека любой возрастной категории.

Вторая разновидность появляется из-за нарушений в работе церебральных структур, по этой причине неврологи-практики характеризуют его как органическое. Обычно эта разновидность развивается на этапе активного формирования функций речи - это происходит в возрасте 3-4 лет.

Если говорить о более старшем возрасте, то симптомы, связанные с наличием речевого дефекта, также могут развиваться. Такой случай будет более характерен для логоневроза. По этой причине ряд авторов определяют неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями как обособленную разновидность болезни, называя ее смешанным заиканием.

Причины появления болезни

Неврозоподобное заиканиеНеврозоподобное заикание отличается от невротического тем, что оно никак не связано с какой-либо травмирующей психику ситуацией. Оно объясняется функциональными изменениями центральной нервной системы, которые появляются из-за какой-либо органической патологии головного мозга. Она может быть спровоцирована негативными влияниями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными болезнями в постнатальном периоде. На момент появления заикания органические изменения церебральных структур, как правило, носят резидуальный или остаточный характер.

К триггерам, которые способны повлиять на появление такого заболевания, относятся тяжелые болезни, перенесенные родителями (чаще всего это инфекционные или нервно-психические заболевания), вредоносное влияние на организм беременной женщины (здесь могут быть производственные факторы, курение, токсикомания, наркомания, воздействие медикаментов), осложнения в период беременности и родов.

Важную роль играют наследственные показатели, которые становятся основой склонности к заиканию на генетическом уровне. Ученые отмечают, что у детей, страдающих неврозоподобным заиканием есть родственники с речевыми отклонениями.

Симптомы заболевания

Неврозоподобное заиканиеНеврозоподобное заикание проявляется не моментально и развивается поэтапно, как правило, во время активного становления фразовой речи. Для заболевания характерна локализация судорог преимущественно в артикуляционном аппарате (это губы, язык, мягкое небо). Характерны резкие проявления при произнесении некоторых согласных звуков, в числе которых б, г, п, д, т, к. Часто заболеванию характерна тахилалия и повышенная речевая активность. Достаточно распространено возникновение заболевания на фоне дислалии или имеющейся в стертом виде дизартрии. В некоторых случаях можно замечать общее недоразвитие речевых функций.

Речь детей с органическим заиканием отличается приглушенным произношением звуков, монотонностью и отсутствием выразительности. Это связано с тем, что речевым движениям ребенка не хватает силы и объема. Зачастую ребенок сопровождает свою речь активными жестами или кривлянием. В то же время можно наблюдать скованность движений и их однообразие, часто не хватает мелкой моторики, выразительной мимики, бывают найдены синкинезии.

Во время движения ребенку может не хватать скорости реакции и ловкости, из-за чего он становится неуклюжим и не расторопным. С точки зрения психики можно заметить, что ребенок импульсивен, инертен, эйфоричен, кроме того, ему сложно переключаться и он быстро утомляется. Причем фиксация на своих недостатках речи не отмечается, логофобии нет. Особого желания избавиться от речевых сложностей за ребенком также не наблюдается.

Речевые нарушения при неврозоподобном заикании характеризуются относительным постоянством интенсивности нарушений речи. Сила проявления заикания не связана с внешними факторами, влияющими на психоэмоциональную сферу, также не отмечается усиления заикания при нахождении в незнакомой обстановке и общении с незнакомыми людьми.

Такое заикание усиливается при большой речевой нагрузке и психомоторном возбуждении. Иногда ухудшение речи наблюдается при переутомлении и после перенесения соматических или инфекционных болезней.

В 12-15 лет могут появиться такие невротические симптомы, как тревожность и логофобия, если присутствуют посторонние люди. Речевая активность в таком случае снижается, образуется фиксация на труднопроизносимых звуках. Также заикание может усилиться в психологически некомфортной обстановке, но такое проявление нельзя назвать постоянным. Течение проявления получается волнообразным и связано с физическим и психическим состоянием ребенка.

Диагностика заболевания

Неврозоподобное заиканиеОсмотр ребенка неврологом определяет симптомы рассеянного резидуального неврологического типа, признаки церебрастенического синдрома и различные нарушения моторики. Характерно слабое чувство ритма и несогласованность содружественности движений.

В обследование речи с целью диагностики входит диагностика устной речи и слухоречевой памяти, изучение письменной речи (дети школьного возраста). Чтобы выявить эту патологию необходимы инструментальные обследования.

Для выявления признаков гидроцефалии проводится рентгенография черепа, Эхо-ЭГ - для выявления внутричерепной гипертензии, ЭКГ для выявления нарушений, которые укажут на наличие органических изменений. Также проводятся КТ или МРТ головного мозга для того, чтобы исключить ряд заболеваний, которые также могут быть причиной развития этого заболевания.

Дифференциальная диагностика

Неврозоподобное заикание проявляется невротическими симптомами, а невротическое может характеризоваться признаками микроорганики.

Благодаря неврологическому обследованию можно отличить органическое заикание от тех нарушений речи, которые выступают как синдромы других заболеваний, когда расстройство плавности речь связано с нарушениями в работе артикуляционной мускулатуры.

Иногда есть необходимость отличить неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания, которое отличается нечеткой и ускоренной речью, в которой пропускаются или переустанавливаются некоторые звуки и слоги. Вторая ситуация часто наблюдается у детей с синдромом гиперактивности.

Патогномоничная особенность спотыкания заключается в том, что речь становится лучше при прочтении незнакомого текста, и наоборот, ухудшается при прочтении знакомого.

Лечение заболевания

Неврозоподобное заиканиеНеврозоподобное заикание относится к междисциплинарным болезням, для лечения которых необходимо наблюдаться сразу у нескольких специалистов разного профиля (невролог, логопед, психолог). Лечение осуществляется с помощью ноотропов, а также метаболических и рассасывающих препаратов. Чтобы снизить внутричерепное давление, обычно прописываются мочегонные средства и раствор магния сульфата. Если проводится комплексная терапия, то допускается использование гомеопатических средств.

Чтобы уменьшить интенсивность проявления речевых дефектов, необходимы постоянные занятия с логопедом, направленные на коррекцию дизартрии и коррекцию дислалии. Нельзя выносить на второй план занятия с психологом, так как они тоже играют значимую роль в процессе терапии.

Занятия с психологом должны быть направлены на психомоторное развитие ребенка. Если болезнь имеет смешанный характер, имеет место применение методов психотерапии. В случае необходимости психотерапию можно дополнить применением седативных средств и антидепрессантов.

Используемая литература

  1. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М— 1992.
  2. Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы. // Сост. Буянов М.И. — М. — 1989.
  3. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

Автор-эксперт:

ЛЕДЕНЕВ ВАСИЛИЙ, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, стаж работы более 16 лет.


По районуПо станции метроДиагностические центры