По мнению датских исследователей, компьютер лишает детей социальных навыков. С точки зрения возрастной психологии ведущей деятельностью подростка считается общение и обучение во время участия в общественно-полезной деятельности. Ведущая деятельность – термин, обозначающий основной род занятий в определенном возрасте, оказывающий основополагающие влияние на формирование психоэмоционального развития человека.
Несмотря на то, что в Интернете колоссальное количество подростковых форумов и чатов, подростки большую часть времени чувствуют себя одинокими. Это связано с конфликтом поколений. По мнению детей пубертатного возраста, у родителей постоянно нет времени на общение с ними, поскольку они заняты на работе. Сказывается и неумение старшего поколения обсудит с детьми их проблемы. Чувство непонятности окружающими – ведущие у подростков. Это связано с особенностями возрастного развития. В этом возрасте дети – максималисты. Они уверены, что их невозможно любить и принимать, поскольку они слишком далеки от идеала.
Для подростков интернет открывает массу возможностей. В сети не имеет значения внешний вид, важен только внутренний мир. Можно спокойно общаться, отыгрывая любую придуманную социальную роль. Сохраняя под ником инкогнито. Можно взять паузу в общении. Резкий гормональный всплеск сказывается на физиологическом и психоэмоциональном развитии растущего человека. Страдают когнитивные навыки, память, мышление, сообразительность. Общение в интернете не требует моментальной реакции. Можно подумать, прежде чем написать ответ. Перечитать и отредактировать написанное. Посоветоваться с друзьями. В сети много возможностей найти себе группу по интересам. Кроме того для активного пользователя необходимо знать информатику. Это побуждает детей учиться и заниматься саморазвитием.
И все же, несмотря на достоинства сети Интернет, есть в нем и минусы. Виртуальное общение затягивает. Фотографии и сообщения в социальных сетях часто носят эротический характер. А роли, выбираемые подростками для общения, могут казаться родителям странными: неоправданно «крутыми», криминальными, не соответствующими ребенку в жизни. Тут важно разобраться, почему человек предпочел именно этот образ. Чем он ему так важен.
Поскольку сетевая переписка имеет собственный сленг, общение с родителями и учителями затрудняется. Способствует этому и отсутствие социальной дистанции в сетях.
Кимберли Янг разработал список признаков, которые сигнализирует о негативном влиянии Интернета на ребенка. Их наличие – повод забеспокоиться:
- уменьшение количества приятелей в реальности;
- эйфория от общения в соцсетях;
- отказ от учебы, дополнительных занятий, спортивных секций;
- бесконечные сообщения в мессенджерах в основном пустого содержания;
- постоянно появляющиеся новые виртуальные товарищи;
- привычка врать, сочинять, играть несвойственные себе роли;
- равнодушие к ежедневным рутинным делам;
- лень;
- раздражительность;
- вспышки гнева на родителей, при запрете пользоваться интернетом.
Если у вашего ребенка наблюдается один или несколько признаков, не надо впадать в панику. Для начала попробуйте пообщаться с сыном или дочерью. Выяснить, что их привлекает в социальных сетях, как и с кем, они там общается. При этом надо понимать, что скрыто посмотрев его почту, прочитав личную переписку и устроив после этого скандал, можно добиться обратного эффекта. Да, знать чем занимается подросток в сети, родители обязаны. Но делать это втихаря – неэтично. Исключение, если родители понимают, что ребенок попал в деструктивную группу, подвергается травле, буллингу. Если есть подозрение, что его преследуют, запугивают или шантажируют, лучше пренебречь этикой и проверить, чтобы не допустить до беды.
Если беспокойство вызывает появляющаяся интернет-зависимость на первых порах стоит действовать мягко. Попросить показать любимый форум, обсудить его тематику, стиль общения, принятый там. Но делать это надо в спокойной ситуации. Когда ребенок открыт к общению. Не стоит изначально пытаться очернить в глазах подростка его любимые сайты. Это приведет к конфликтам. Узнав, что именно привлекает ребенка, можно опираясь на эти знания попытаться найти аналоги его интересов в реальной жизни.
Надо заранее настроиться, что это долгий процесс. Подросток должен чувствовать себя комфортно, спокойно. Ему должно быть интересно. Уважайте его мнение, желание добиться чего-то в жизни. Поддерживайте начинания, даже если вам кажется, что это пустая трата времени. Если подрастающий человек уверен в принятии родителями, ему не надо будет убегать от реальной жизни в виртуальный мир
Автор: Кокунин Алексей, врач-рентгенолог, эксперт MRT-v-MSK