В наше время нередко выявляются случаи, когда больницы недобросовестно относятся к пациентам с полисом добровольного медицинского страхования.
В условиях кризиса некоторые клиники разными способами стараются добиться финансовых поступлений от организаций, проводящих страхование. Известно, что немалая доля доходов медицинских центров – это средства, получаемые за услуги, включенные в систему ДМС. Для освоения страховых резервов они прикладывают максимум своих сил. К тому же им необходимо предоставлять обоснования об обоснованности выполнения медицинских манипуляций. Зачастую страховые структуры постоянно нагружают немотивированными расходами, направленными на нужды клиник.
В борьбе с недобросовестностью медицинских организаций страховщикам приходиться прибегать к помощи ассистантов. Это сервисные центры, куда обращаются при возникновении страхового случая. Накопленный ассистантами опыт по выявлению мошеннических схем в области оказания медицинской помощи, помогают контролировать обоснованность требуемых, по мнению медцентров, действий. Они также способны проверить количество вписанных в полис услуг.
Для установления фактов мошенничество привлекаются медицинские специалисты. Они регулярно отслеживают объем необходимых манипуляций в каждой конкретной ситуации.
Проблема приобрела глобальный масштаб. Так, согласно проведенному анализу ответственных лиц, в июле 2014 года в одной из московских клиник объем ненужных медицинских вмешательств составил более 580 000 рублей.
Кроме излишних услуг, в финансовый счет страховых компаний нередко заносятся те, которые вовсе не были предоставлены пациентам. Только в этом году раскрыто 1154 подобных случаев. Учреждением в счет заносились якобы проведенные больному манипуляции, которые на самом деле ему не оказывались. В число распространенных позиций входят диагностические процедуры и лабораторные анализы. Бывает, что посетители клиник вступают в сговор с врачами, тем самым становясь соучастниками мошеннической схемы.
Летом 2014 года такой случай произошел в Азербайджане. Житель страны, имеющий страховку одной из крупных европейских страховых организаций, оплатил и прошел лечение, а после потребовал от компании возместить его стоимость.
Когда в организации посмотрели счета, то увидели, что пациент регулярно проходил ежедневные осмотры у врача, постоянно сдавал кровь и мочу на анализы, пользовался услугами медсестры на дому. Между тем в диагнозе было указано, что пациент болен гипертонией. В итоге стоимость оказанной ему медицинской помощи только за три дня равнялась 4000 евро. Согласно печати, стоявшей на счете, пациент рассчитался за услуги наличными. Ассистанты провели расследование, поскольку факты были странными, и установили: медицинский центр, куда обращался застрахованный, существует. Его лечащий специалист – главный врач клиники. Однако реальная стоимость услуг, оказанных больному, составляет 500 евро. Клиника не смогла показать ассистантам даже части услуг, указанных в выставленном счете. В итоге страховая компания возместила пациенту лишь 400 евро за все оказанные ему услуги. Врач заявил, что во время формирования счета произошла техническая ошибка, и уступил в качестве скидки 100 евро (якобы за причиненные неудобства).
Автор: Кокунин Алексей, врач-рентгенолог, эксперт MRT-v-MSK